Студенческие годы – это не только лекции, семинары и другие виды аудиторных занятий, но и участие в разнообразных мероприятиях, в том числе и познавательного характера. Именно таким мероприятием, ориентированным на выработку профессиональных компетенций, была межвузовская деловая игра «Парламентские слушания» между командами студентов-юристов Алтайской академии экономики и права и Алтайского института экономики.
Старт к самосовершенствованию
Студенческие годы – это не только лекции, семинары и
другие виды аудиторных занятий, но и участие в разнообразных мероприятиях, в
том числе и познавательного характера. Именно таким мероприятием, ориентированным
на выработку профессиональных компетенций, была межвузовская деловая игра
«Парламентские слушания» между командами студентов-юристов Алтайской академии
экономики и права и Алтайского института экономики.
Для слушаний была выбрана актуальная тема, которая
широко обсуждается в российском обществе, – «Легализация огнестрельного оружия
на территории РФ». До самого начала игры сохранялась интрига, в какой роли
будут выступать команды – «правительства» или «оппозиции» – определилось только
в ходе жеребьевки. Роль «правительства» досталась студентам Алтайской академии
экономики и права, а роль «оппозиции» – студентам Алтайского института
экономики М. Буториной, А. Метковскому, И. Рогожиной и Д. Соснину,
которых готовила к дебатам преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин
Е.Н. Лобачева.
Победителя
должно было определить не зрительское голосование, а мнение представительного
жюри. В его состав вошли Б.П. Гусев – председатель Совета Алтайской краевой
общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил
и правоохранительных органов, член Общественной палаты Алтайского края,
Н.И.Зуйкова – консультант Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае,
советник государственной и гражданской службы Алтайского края 1 класса и
Л.Г.Шпиц – председатель президиума краевой коллегии адвокатов. «Правительство»
и «оппозиция» убеждали оппонентов и членов жюри в своей правоте, а последние в
свою очередь оценивали качество аргументации и ораторское мастерство игроков.
Умело руководил ходом игры ведущий Р. Демаков,
председатель «Союза молодых юристов Алтайского края».
В командах были распределены не только роли, но и темы
выступлений. Так, «правительство» сосредоточило свое внимание на современной
ситуации с огнестрельным оружием в России и необходимости его легализации;
сравнительном анализе уровня смертности и самоубийств, связанных с его
применением, между странами, где это оружие легализовано и где оно
находится под запретом; историческом аспекте этой проблемы.
«Оппозиция»
настаивала на нецелесообразности и преждевременности принятия подобного
федерального закона, аргументируя это высоким уровнем преступности в стране,
серьезными социальными проблемами, особенностями ментальности русского человека
и представителей других наций и народностей, проживающих на территории РФ,
процветании коррупции, низком уровне правовой культуры, недостаточном развитии
институтов гражданского общества.
Как представители «правительства», так и члены
«оппозиции» могли задавать вопросы своим оппонентам по ходу их выступлений.
Так, «заместителю главы правительства» был задан вопрос о целесообразности
легализации огнестрельного оружия на территории Чечни, если там в настоящее
время предпринимаются меры по разоружению. А на аргументы «члена правительства»
о том, что «мы должны иметь возможность защищать свою жизнь. Ограждать себя от
Евсюковых», «оппозиция» попросила объяснить, какова будет в этом случае роль
правоохранительных органов, если у нас каждый будет сам себя защищать.
От имени наставников команды выступила Е.В. Невинская,
к.ю.н., зам. директора Алтайского института экономики. Она подчеркнула особую
заинтересованность студентов темой дебатов и тем, что в период подготовки
каждый из них рассматривал себя в двух ролях. Обратила внимание на несвоевременность
принятия данного федерального закона из-за отсутствия в стране развитого
гражданского общества и на то, что он затрагивает интересы всех граждан, а
значит, прежде чем его принимать следовало бы провести референдум.
Жюри в оценке игры оказалось единодушным. Как отметил
Л.Г Шпиц: «Тема актуальная, она будоражит общество. Позиция «правительства»
более выгодная, у «оппозиции» ситуация непростая». При этом Б.П. Гусев отметил,
что «правительство» исходило из желаемого, а «оппозиция» – из реального. Однако
обе команды достойно справились со своей ролью. Эмоциональность выступлений
участников, по мнению членов жюри, оправдана. «Без эмоций, – подчеркнул Л.Г.
Шпиц, – нет оратора. Главное чувствовать зал, видеть глаза людей». А
Б.П. Гусев по этому поводу добавил: «Без ораторского искусства не может
быть публичного человека». Члены жюри к основным недостаткам некоторых игроков
отнесли отсутствие навыков публичного выступления и лаконичной формулировки
вопросов.
То, что игра удалась, а после ее завершения участники
еще долго не расходились, обсуждая итоги, свидетельствует о многом. Это
показательный урок и для преподавателей, и для студентов. Ведь не зря народная
мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это хороший
старт к самосовершенствованию, к овладению профессиональным мастерством.
Л.И. Дробышева,
к.ф.н, профессор